Деятельность групп
Система критериев. Важнейшим видом деятельности групп является разработка системы критериев для определения приоритетов оценки достигнутых результатов. Качество определяется как удовлетворение требований потребителей. Поэтому важно дать количественную оценку этих требований и зафиксировать их в письменной форме, чтобы работники организации знали, удовлетворяет ли и работа этим требованиям. Определенные количественные критерии оценки должны быть установлены для каждого подразделения и каждого руководителя высшего и среднего звена.
Большинство видов деятельности оценивается по двум основным критериям — производительности и качеству. Производительность, как правило, измеряют путем деления общей добавленной стоимости на общие затраты. Качество при этом оценивают по проценту хороших результатов. О реальном совершенствовании можно говорить при одновременном улучшении показателей производительности и качества или при улучшении одного из показателей, тогда как второй остается без изменений.
Обучение членов групп. Прежде чем обсуждать вопросы обучения членов группы, следует определить, какими же чертами обладают хорошие члены группы и что надо развивать и поощрять в людях.
Черты хороших членов группы:
1. Они хотят понимать смысл работы всей группы, все, что происходит вокруг них, они в состоянии помочь другим.
2. Они хотят знать, что ожидается от работы группы в целом и от их собственного труда.
3. Они хотят принимать участие в постановке целей работы группы и разработке плана по достижению целей.
4. Они с уважением и доверием относятся к остальным членам группы.
5. Они принимают участие в процессе выработки решений.
6. Они готовы разделить успех и неудачу со всеми.
Обучая людей принципам работы в коллективе, невозможно переоценить значение взаимодействия между членами коллектива и взаимного уважения. Если не научить их духу сотрудничества, то все остальное бесполезно.
Методы групповой динамики и решения проблем, которые применяют в работе все четыре типа охарактеризованных выше групп, различаются очень мало. Разной может быть трудность проблем или сложность применяемых методов, но основной подход будет одним и тем же. Поэтому будем рассматривать вместе требования к обучению и подготовке кадров для всех типов групп.
Групповое обучение может включать следующие вопросы:
1. Коллективное взаимодействие, обязанности членов группы — групповая динамика, правила формирования групп.
2. Процесс принятия решений.
3. Количественные критерии.
4. Сбор и анализ данных.
5. Управление технологическим процессом.
6. Методы решения проблем.
7. Планирование экспериментов.
Члены группы должны осознать свою роль в ней. Обычно этому вопросу посвящено часовое занятие, где знакомят с основными правилами. Руководитель группы должен пройти обучение по краткой специальной программе, включающей изучение вопросов групповой динамики и правил формирования групп.
Решение проблем. По существу, решение любой проблемы, устранение дефекта или повышение экономической эффективности на каком-либо участке способствуют положительным сдвигам и являются важным вкладом в дела организации. К сожалению, многие руководители и рядовые работники воздвигают препятствия на своем пути к успеху, которые необходимо устранить. Наиболее типичны следующие препятствия:
1. Нехватка времени.
2. Взваливание ответственности на другого, что заставляет мириться со многими проблемами, которые можно легко решить.
3. Отсутствие моральных стимулов. Руководство должно находить способы поощрять людей, которые помогают решать проблемы и затрачивают время на то, чтобы с самого начала выполнять работу правильно.
4. Отношение к ошибкам как к чему-то само собой разумеющемуся.
5. Непонимание важности проблемы. Каждая работа важна, иначе ее не стоило бы делать.
6. Уверенность в том, что с некоторыми проблемами ничего нельзя поделать.
7. Плохо сбалансированный подход со стороны высшего руководства к решению задач выполнения плана, обеспечения качеств и снижения издержек производства.
8. Поиски виновных. Если руководство больше интересуют поиски виновных, нежели устранение проблем, то улучшения деятельности добиться не удастся.
Похожие работы: